Вот и настало время, когда ваш ребенок может составить вам компанию в путешествии. "Театр начинается с вешалки", а увлекательное путешествие с дороги.
Собираемся в путешествие:
Вот и запакованы чемоданы и дорожные сумки, а в руках билеты на поезд. Сегодня вы всей семьей едете на вокзал и отправляетесь в увлекательное путешествие на поезде.
- В поезде ребенку придется повременить с шумными и подвижными играми, поэтому предоставьте ему возможность вдоволь порезвиться и поиграть перед долгим путешествием.
- Чтобы ребенок почувствовал себя участником этого события, купите ему легкий рюкзачок, в котором он сможет разместить необходимые вещи (вместе с вещами он должен весить не более 1-1,5 кг).
- Будет здорово, если в рюкзаке окажется несколько отделений (это будет приучать его к порядку), в которые можно положить: влажные и сухие салфетки, бутылку (100-150 г) сока, маленький блокнотик для рисования, несколько фломастеров или цветных карандашей и, конечно, любимую игрушку.
- Прикрепите к рюкзаку бирку с данными вашего ребенка. Будет здорово, если ребенок выучит информацию о себе наизусть.
- По дороге на вокзал расскажите ребенку о том, что туда приезжают люди не только для того, чтобы отправиться в путешествие, но и встречающие друзей и родных, которые возвращаются из дальних путешествий домой. На вокзале будет много народу, и можно легко потеряться. Чтобы этого не случилось, лучше всего держаться за папину или мамину руку.
- Рассмотрите с ребенком проспект, на котором изображено место, куда вы направляетесь.
- Выучите с ребенком название места вашей конечной остановки.
- Повторите с ребенком его имя, фамилию, адрес проживания.
- Познакомьте ребенка с соответствующими месту словами и их обозначением. Например, железная дорога, рельсы, железнодорожный вокзал, перрон, железнодорожный билет, проводник, проводница и др.
На вокзале:
- Рассчитайте время так, чтобы вы смогли рассмотреть здание вокзала изнутри и добраться до поезда вовремя.
- Выходите с ребенком на перрон, только услышав информацию о прибытии поезда (ребенок не может долго стоять в ожидании поезда, ему обязательно нужно двигаться).
На перроне:
- В целях безопасности идите между поездом и ребенком, чтобы он ненароком не оступился с платформы.
- Предоставьте ребенку самому показать посадочный билет проводнице. Помогите ребенку войти в вагон, и только потом заносите вещи.
- Если ваш ребенок знает цифры, предложите ему найти ваше купе. Похвалите его.
В купе:
- Войдя в купе, поздоровайтесь с попутчиками. Глядя на вас, то же самое сделает ваш ребенок, расположив к себе других людей.
- Смените одежду и обувь ребенка на более удобную, освежите руки ребенка мокрой салфеткой, обращая внимание на то, как изменился ее цвет.
- Рассмотрите купе, покажите, как закрывается и открывается дверь. Расскажите о правилах поведения в поезде (выходить из купе можно только со взрослыми, говорить в купе лучше вполголоса, чтобы не мешать другим и т.д.).
На автовокзале:
- Рассчитайте время так, чтобы вы смогли рассмотреть здание вокзала изнутри и сесть в автобус вовремя.
- Выходите с ребенком к месту посадки, только услышав информацию о начале посадки в автобус (ребенок не может долго стоять в ожидании автобуса).
На перроне автовокзала:
- В целях безопасности держите ребенка за руку.
- Предоставьте ребенку возможность самому показать посадочный билет в автобус. Помогите ребенку войти и разместиться в салоне автобуса.
- Если ваш ребенок знает цифры, предложите ему найти ваши места. Похвалите его.
В автобусе:
-Смените одежду и обувь ребенка на более удобную, освежите руки ребенка мокрой салфеткой, обращая внимание на то, как изменился ее цвет.
- Рассмотрите салон автобуса, покажите, как откидывается дорожный столик. Расскажите об ограничительных правилах поведения в автобусе (в автобусе запрещено вставать со своего места, говорить лучше вполголоса, чтобы не мешать другим пассажирам, мусор необходимо складывать в полиэтиленовый пакет и т.д.).
В аэропорту:
-Рассчитайте время так, чтобы вы смогли рассмотреть здание аэровокзала и добраться до места регистрации билетов вовремя.
- Обратите внимание ребенка на табло вылета самолетов. Назовите города, куда вылетают самолеты. Пусть он угадает название города, куда вы летите.
- Пройдя таможенный контроль, купите ребенку небольшую бутылку воды и, подойдя к месту ожидания посадки, найдите место, где он может посидеть.
- Перед посадкой в самолет обязательно посетите с ребенком туалетную комнату, даже если он сам не просится в туалет.
- Если ваш ребенок плохо переносит взлет и посадку, за 1 час до взлета дайте ему таблетку от тошноты.
- Рассмотрите с ребенком посадочные талоны и определите номера ваших мест.
- Познакомьте ребенка с правилами поведения в самолете:
а) нужно четко выполнять указания стюардессы,
б) отстегивать ремни безопасности можно только по сигналу стюардессы,
в) говорить в салоне самолета лучше вполголоса, чтобы не мешать другим пассажирам,
г) вставать и двигаться по проходу между рядами можно для посещения туалетной комнаты.
В самолете:
- По возможности сядьте с ребенком так, чтобы он был отделен от других пассажиров (лучше, если его место будет находиться около окна).
- Попросите у стюардессы плед для ребенка и запасной пакет (на всякий случай).
- Смените обувь ребенка на более удобную, освежите руки ребенка мокрой салфеткой, обращая внимание на то, как изменился ее цвет.
- Рассмотрите салон самолета, покажите, как открывается столик, обратите внимание на монитор телевизора.
Маленькие хитрости хорошего поведения ребенка:
- В первую минуты вашего путешествия на автобусе, поезде или самолете организуйте с малышом спокойные игры на внимание и наблюдательность ("посчитай дома, которые мелькают за окном", "назови названия деревьев"), рассмотрите реки, озера, облака и т.д.
- Вместе с ребенком нарисуйте в его альбоме автобус, самолет или поезд (здание вокзала, разные по форме чемоданы, которые вы увидели и т.д.), раскрасьте их.
- Если ваш ребенок познакомится с другим ребенком, вначале постарайтесь сами организовать их игры, не мешающие окружающим.
- Старайтесь не нарушать привычный режим вашего ребенка: время сна и приема пищи должны быть обычными для ребенка.
Что должен делать ребенок, если потерялся:
Заранее познакомьте ребенка с алгоритмом действий, если он потеряется. Проиграйте с ребенком игровую ситуацию.
- Нужно стоять на том месте, где ты потерял родителей и через некоторое время они вернуться, чтобы забрать тебя.
- Помни, слезами горю не поможешь. Успокойся, дыши ровно. Постарайся вспомнить свое имя и фамилию.
- Если прошло много времени и тебя никто не спохватился, оглядись вокруг, не сходя с места, и поищи глазами милиционера или работника вокзала. Их можно узнать по форме. Смело подойди к нему и скажи, что ты потерялся. Он поможет тебе быстро найти родителей. Покажи на рюкзаке бирку о тебе.
- Если ты не увидел милиционера, найди глазами газетный киоск, магазин и подойди к продавцу. Скажи, что ты потерялся, и взрослые помогут тебе отыскать твоих родителей. Покажи на рюкзаке бирку о тебе.